Доклад о работе подразделений кадровых служб и должностных лиц ФАС России по профилактике коррупционных и иных правонарушений
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Организационные основы деятельности ФАС России по профилактике коррупционных правонарушений
1.1. Задачи и функции отдела по противодействию коррупции
1.2. Полномочия отдела по противодействию коррупции
2. Нормотворческая деятельность ФАС России в сфере противодействия коррупции
3. Правовое просвещение и методическая работа
3.1. Проведение обучающих мероприятий.
3.2. Методическая работа
4. Контроль обеспечения гражданскими служащими ФАС России требований о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
4.1 Деятельность по обеспечению своевременного представления сведений
4.2 Проверка достоверности представленных сведений
5. Рассмотрение жалоб и обращений
6. Служебные проверки в отношении гражданских служащих.
7. Статистика привлечения к уголовной и административной ответственности гражданских служащих ФАС России.
8. Контроль соблюдения гражданскими служащими требования уведомления об иной оплачиваемой работе.
9. Деятельность Комиссий ФАС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
10. О практике уведомления представителя нанимателя о фактах склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений.
11. О реализации Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы.
1.1 План противодействия коррупции Федеральной антимонопольной службы на 2012-213 годы.
11.2 Основные направления деятельности ФАС России по усилению эффективности подразделений кадровых служб и должностных лиц по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Введение
Настоящий доклад подготовлен в соответствии с требованием п.3 Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».
Доклад включает в себя обзор деятельности центрального аппарата ФАС России и его территориальных органов по вопросам противодействия коррупции с 2010 г.
1. Организационные основы деятельности ФАС России по профилактике коррупционных правонарушений
Профилактика коррупционных правонарушений в центральном аппарате относится к компетенции Управления государственной службы, а именно отдела по противодействию коррупции. В территориальных органах данные обязанности закреплены также за руководителями территориальных органов и должностными лицами, ответственными за кадровую работу и внесены в их должностные регламенты.
Отдел по противодействию коррупции (далее - Отдел) в ФАС России создан в соответствии с пунктом 3 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 №1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» (далее – Указ № 1065) и является структурным подразделением Управления государственной службы ФАС России. В этой связи новая штатно-должностная структура Управления государственной службы была утверждена приказом ФАС России от 28.12.2009 № 1482-к. По штату в составе Отдела 5 должностей гражданской службы.
1.1. Задачи и функции отдела по противодействию коррупции
Задачи и функции структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти по противодействию коррупции в основном были определены Указом №1065, а впоследствии конкретизированы в Типовом положении о подразделении по профилактике коррупционных и иных правонарушений кадровой службы федерального государственного органа, утвержденном заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации, членом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции С.С.Собяниным от 18.02.2010 г. № 647п-П16.
В ФАС России они закреплены в Положении об Управлении государственной службы, Положении об отделе по противодействию коррупции и утверждены руководителем ФАС России.
Основными задачами Отдела являются профилактика коррупционных и иных правонарушений в деятельности федеральных государственных гражданских служащих ФАС России, представителем нанимателя для которых является руководитель ФАС России (далее — гражданских служащих), а также обеспечение деятельности ФАС России по соблюдению гражданскими служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения.
1.2. Полномочия отдела по противодействию коррупции.
Отдел: - обеспечивает соблюдение гражданскими служащими ограничений и запретов, требований, направленных на предотвращение или урегулирование конфликта интересов, а также соблюдение исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами (далее — требования к служебному поведению); - принимает меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению конфликта интересов на государственной службе; - обеспечивает деятельность Комиссии Федеральной антимонопольной службы по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия); - оказывает гражданским служащим центрального аппарата и территориальных органов ФАС России консультативную помощь по вопросам, связанным с применением на практике требований к служебному поведению и общих принципов служебного поведения гражданских служащих, утвержденных Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 , а также с уведомлением представителя нанимателя, органов прокуратуры Российской Федерации, иных федеральных государственных органов о фактах совершения гражданскими служащими коррупционных правонарушений, непредставления ими сведений либо представления недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; - обеспечивает реализацию гражданскими служащими обязанности по уведомлению представителя нанимателя, органов прокуратуры Российской Федерации и иных федеральных государственных органов обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений; - организует правовое просвещение гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов ФАС России; - рассматривает обращения, жалобы и заявления граждан и должностных лиц, содержащих сведения о коррупционных правонарушениях, несоблюдение гражданскими служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулированию конфликта интересов, требований к служебному поведению; - осуществляет контроль деятельности территориальных органов ФАС России в сфере профилактики коррупционных правонарушений.
Отдел обеспечивает проведение:
- служебных проверок;
- проверок достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, и федеральными гражданскими служащими, а также сведений, представляемых указанными гражданами в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;
- проверок соблюдения гражданами, замещавшими должности федеральной государственной гражданской службы, ограничений в случае заключения ими трудового договора после ухода с федеральной государственной службы;
- собирает и обрабатывает сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданскими служащими в установленном порядке, а также осуществляет контроль за своевременностью их представления;
- обеспечивает подготовку сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, подлежащих размещению на официальном сайте ФАС России;
- подготавливает в соответствии со своей компетенцией проекты нормативных правовых актов о противодействии коррупции;
- взаимодействует с правоохранительными органами в установленной сфере деятельности.
За отделом закреплены и иные функции, а именно:
- по сбору, обобщению и направлению в Минэкономразвития России государственной статистической отчетности об осуществлении ФАС России государственного контроля по форме № 1 - контроль согласно приказу ФАС России от 20.03.2012 № 161 (ранее приказы ФАС России от 02.07.2010 № 379 и от 07.12.2010);
- по составлению проектов ежегодных сводных планов проведения проверок ФАС России и регистрации актов по результатам проверок, проводимых структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России (приказ ФАС России от 01.04.2008 № 103);
- отдел по противодействию коррупции приказом ФАС России от 26.01.2011 № 35 назначен ответственным за осуществление в центральном аппарате ФАС России контроля за соблюдением требований Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
2. Нормотворческая деятельность ФАС России в сфере противодействия коррупции.
В настоящее время практически завершена работа по созданию нормативной правовой базы ФАС России в данной сфере деятельности. В течение 2010-2012 годов были изданы приказы:
1). Приказ ФАС России от 15.09.2009 № 609 «Об утверждении порядка проведения экспертизы проектов нормативно правовых актов и иных документов ФАС России в целях выявления в них положений способствующих созданию условий для проявления коррупции»;
2). от 19.05.2010 № 255 «О порядке уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы руководителя ФАС России (руководителя территориального органа ФАС России) о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений» (зарегистрирован в Минюсте 31.08.2010 г., регистрационный № 18321);
3). от 15.07.2010 № 403 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие ФАС России обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (зарегистрирован в Минюсте 08.09.2010 г., регистрационный № 18384);
4). от 22.07.2010 г. № 415 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими ФАС Росси сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (зарегистрирован в Минюсте 31.08.2010 г., регистрационный № 18321);
5). от 10.09.2010 г. № 508 «Об утверждении Порядка формирования и деятельности Комиссии территориального органа Федеральной антимонопольной службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован в Минюсте 03.11.201 г., регистрационный №18890);
6). от 10.09.2010 г. № 509 «Об утверждении Положения о Комиссии Федеральной антимонопольной службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов» (зарегистрирован в Минюсте 07.10.2010 г., регистрационный №18653);
7). от 04.10.2010 г. №559 «Об утверждении положения об организации работы с персональными данными федерального государственного гражданского служащего ФАС России и ведении его личного дела» (зарегистрирован в Минюсте 06.12.2010 г., регистрационный №19114);
8). от 29.10.2010 г. № 607 «Об утверждении Положения о порядке проведения служебных проверок и применения дисциплинарных взысканий в Федеральной антимонопольной службе (зарегистрирован в Минюсте 02.12.2010 г., регистрационный №19101);
9). от 25.02.2011 г. №139 «Об утверждении этического кодекса государственных гражданских служащих Федеральной антимонопольной службы»;
10). от 04.08.2011 г. № 569 «Об утверждении Положения о порядке подготовки и проведения проверок деятельности территориальных органов ФАС России» (зарегистрирован в Минюсте 01.11.2011г., регистрационный № 22183);
11). от 06.02.2012 № 67 "Об утверждении Правил передачи подарков, полученных федеральными государственными гражданскими служащими ФАС России в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями";
12). от 06.03.2012 г. № 123 "Об утверждении Порядка поступления обращений и заявлений в подразделения кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, либо должностным лицам кадровых служб, ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений ФАС России".
В настоящее время в ФАС России созданы необходимые правовые инструменты и структуры для ведения эффективной работы по профилактике коррупционных правонарушений.
В этой связи можно констатировать, что работа Федеральной антимонопольной службы по противодействию коррупции в настоящее время приобрела новое качество.
3. Правовое просвещение и методическая работа.
3.1. Проведение обучающих мероприятий
В целях профилактики коррупционных правонарушений и правового просвещения государственных служащих в ФАС России начиная с 2010 года, проводятся семинары, в том числе и селекторные. В ходе семинаров гражданские служащие знакомятся с положениями нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, рассматриваются возникающие в ходе служебной деятельности проблемы, а также вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений, организацией служебных и иных проверок, с работой по обеспечению представления гражданскими служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и др.
Для гражданских служащих центрального аппарата организовано обучение по программе повышения квалификации: «Организация и проведение антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов». В целях усиления антикоррупционной составляющей при организации обучения для гражданских служащих ФАС России, впервые принятых на государственную службу, включена тема: «Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции».
В целях профилактики коррупционных правонарушений и правового просвещения государственных служащих в ФАС России ежеквартально, начиная с 2010 года, проводятся семинары, в том числе и селекторные. В ходе семинаров гражданские служащие знакомятся с положениями нормативных правовых актов, направленных на противодействие коррупции, рассматриваются возникающие в ходе служебной деятельности проблемы, а также вопросы, связанные с профилактикой коррупционных правонарушений, организацией служебных и иных проверок, с работой по обеспечению представления гражданскими служащими сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и др.
Проведение обучающих мероприятий
№ п/п |
Наименование мероприятия |
2010 год |
2011 год |
2012 год (на 25.09.12) |
1 |
Обучающие семинары для вновь принятых сотрудников в ЦА |
3 |
2 |
1 |
2 |
Селекторные совещания с руководителями, заместителями руководителей ТО, сотрудниками ТО |
1 |
2 |
1 |
3 |
Тестирование сотрудников ЦА на знание этического кодекса ФАС России |
- |
- |
24-25 мая |
4 |
Актуальные вопросы законодательства о государственной службы и противодействия коррупции для вновь принятых сотрудников регулярно проводятся в территориальных органах ФАС Росс |
3.1.2 Методическая работа.
Отделом по противодействию коррупции ведется постоянная деятельность по разработке методических материалов и рекомендаций, которые могли бы оказать практическую помощь руководителям структурных подразделений и территориальных органов, ответственным должностным лицам за работу по противодействию коррупции, всем гражданским служащим. Так кроме указанных выше нормативных правовых актов (приказов, регламентирующих деятельность в сфере противодействия коррупции) в 2011-12 гг. разработаны и направлены в структурные подразделения и территориальные органы ФАС России следующие методические материалы:
1). Памятка гражданскому служащему ФАС России по противодействию коррупции;
2). Свод требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и действия гражданских служащих ФАС России по их соблюдению;
3) Методические рекомендации по заполнению федеральными государственными гражданскими служащими ФАС России справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера были утверждены Комиссией Федеральной антимонопольной службы по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов 17.01.2012 ;
4) Отдельные рекомендации «О порядке уведомления федеральными государственными гражданскими служащими ФАС России представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе» направлялись в ТО и структурные подразделения ЦА ФАС России в 2010-2012 гг.;
5) Рекомендации «О включении положения об ответственности за нарушение Этического кодекса в служебные контракты гражданских служащих»;
В настоящее время установлен порядок, при котором все лица, принятые на должности гражданской службы знакомятся под роспись с Этическим кодексом до подписания ими служебного контракта, а также с основными рекомендациями по вопросам прохождения государственной службы.
4. Контроль обеспечения гражданскими служащими ФАС России требований о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В настоящее время указанное требование регулируется следующими нормативными правовыми актами:
- Статья 8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
- статья 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
- Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
- Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 561 «Об утверждении порядка размещения сведений о доходах об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц. Замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и представления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования».
- Приказ ФАС России от 15.07.2010 г. № 403 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие ФАС России обязаны представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».
- Приказ ФАС России от 22.07.2010 г. № 415 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими ФАС Росси сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».
4.1 Деятельность по обеспечению своевременного представления сведений
В целях обеспечения полноты, достоверности и единого подхода к заполнению форм справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в ФАС России и оказания практической помощи федеральным государственным гражданским служащим ФАС России, в 2011 году отделом по противодействию коррупции подготовлены соответствующие разъяснения, а в 2012 году были разработаны «Методические рекомендации по заполнению федеральными государственными гражданскими служащими ФАС России справок о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», которые были утверждены Комиссией Федеральной антимонопольной службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов 17 января 2012 года (Протокол № 1) и рекомендованы гражданским служащим к применению.
Рекомендации были направлены в структурные подразделения и территориальные органы ФАС России, а также размещены на портале ФАС России и активно использовались гражданскими служащими.
В связи с тем, что последними изменениями в законодательстве о противодействии коррупции существенно ужесточилась ответственность гражданских служащих за представление сведений, в 2012 году отделом особое внимание уделялось своевременности и качеству заполнения сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Динамика количества гражданских служащих, представителем нанимателя для которых является руководитель ФАС России, представляющих сведения о доходах
№ п/п |
2009 |
2010 |
2011 |
|||
|
количество г.с. представивших сведения |
количество г.с. не представивших сведения |
количество г.с. представивших сведения |
количество г.с. не представивших сведения |
количество г.с. представивших сведения |
количество г.с. не представивших сведения |
Всего |
315 |
- |
838 |
9 |
856 |
5 |
в т.ч. ЦА |
84 |
- |
594 |
9 (7-отпуск по уходу за ребенком) |
615 |
5 (отпуск по уходу за ребенком) |
в т.ч. ТО |
231 |
- |
244 |
- |
241 |
- |
По итогам 2010 года 3 сотрудника не представили сведения о доходах супругов.
В отношении 2-х сотрудников за непредставление сведений о доходах по итогам 2010 года в 2011 году были проведены служебные проверки.
По итогам 2011 года 5 сотрудников не представили сведения о доходах супругов. Данный вопрос был рассмотрен на заседаниях Комиссии ФАС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
4.2 Проверка достоверности представленных сведений
В целях исполнения требований Указа №1065, в соответствии со ст. ст. 16 и 17 Закона о государственной гражданской службе центральным аппаратом и территориальными органами ФАС России в главный информационно-аналитический центр МВД России, другие органы власти, направляются запросы и обращения о представлении тех или иных сведений, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат проверке. Анализ проведенных в 2011 году проверок достоверности сведений о доходах показывает, что в ряде случаев выявляются в том числе и существенные несоответствия фактических доходов и имущества гражданских служащих представленным. В 2011 году такие проверки были инициированы Комиссией ФАС России по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, с последующим решением руководителя ФАС России. В одном из указанных ниже случаев гражданский служащий уволился до завершения проверки.
годы |
Проведено проверок в отношении гражданских служащих ЦА |
Выявлено нарушений |
2011 |
12 |
2 |
2012 на 25.09.12 |
1 |
1 |
5. Рассмотрение жалоб и обращений
Одним из направлений профилактики коррупционных и иных правонарушений и обеспечения деятельности гражданских служащих ФАС России по соблюдению запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения является рассмотрение жалоб и обращений граждан и юридических лиц.
Результаты их рассмотрения приведены ниже. В некоторых случаях обоснованность жалоб являлась основанием для проведения служебных проверок и вынесения дисциплинарных взысканий. Если это касалось гражданских служащих, представителем нанимателя для которых являлся руководитель территориального органа, то гражданский служащий привлекался к ответственности после проведения служебной проверки в территориальном органе, по поручению руководителя ФАС России.
годы |
Рассмотрено всего обращений |
Признаны обоснованными |
2010 |
115 |
23 (20%) |
2011 |
60 |
8 (13%) |
1 полугодие 2012 |
17 |
2 (11%) |
6. Служебные проверки в отношении гражданских служащих.
Служебные проверки в отношении гражданских служащих, представителем нанимателя для которых является руководитель ФАС России
годы |
количество проведенных служебных проверок |
Количество дисциплинарных взысканий, наложенных по результатам служебных проверок |
|
Всего |
в том числе в виде увольнения |
||
2010 |
17 |
8 (47%) |
2 |
2011 |
20 |
12 (60%) |
0 |
2012 на 25.09.12 |
8 |
2 (25%) |
0 |
Кроме того в 2012 году проведено 25 служебных проверок в отношении гражданских служащих в территориальных органах ФАС России.
В 2012 году проведено 26 проверок соблюдения гражданами, замещавшими должности государственной службы, ограничений при заключении ими после ухода с государственной службы трудового договора и (или) гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных законодательством, из них 5 в центральном аппарате ФАС России.
7. Статистика привлечения к уголовной и административной ответственности гражданских служащих ФАС России.
№ п/п |
наименование территориального органа |
Привлечено к уголовной ответственности |
привлечено к административной ответственности |
||
2011 |
2012 |
2011 |
2012 |
||
1 |
Челябинское УФАС России |
1 (Лаврентьев Д.В. – гл. спец-эксперт, 7 лет строгого режима – ч.4 ст.290 (взятка) |
0 |
0 |
0 |
2 |
Вологодское УФАС России |
1 (Бодалев С.Р. - вед. специалист-эксперт, 3,5 года - ч.3 ст.290 (взятка) |
0 |
0 |
1 (Хлевчук В.Т. – (1). Штраф за переход дороги в неустановленном месте 2). управление автомобилем в нетрезвом состоянии, составлен протокол – суда еще не было) |
3 |
Московское УФАС России |
0 |
1 (Портной Е. - спец-эксперт, ч.2 ст.290 (взятка), 3 года условно) |
0 |
0 |
4 |
Камчатское УФАС России |
0 |
0 |
2 (1). Петров А.В.- руководитель (лишение прав управления т.с. на 5 месяцев – 28.10.11 2). управление автомобилем без прав в нетрезвом состоянии – арест на 1 сутки – 31.12.11) |
0 |
5 |
ИТОГО: |
2 |
1 |
2 |
1 |
Возбуждение уголовных дел в отношении сотрудников ФАС России
№ п/п |
Наименование антимонопольного органа |
Возбуждено уголовных дел |
|
2011 |
2012 |
||
1 |
Центральный аппарат |
(Котелкина Е.И. - ч.4.ст.159 УК РФ - мошенничество) - из ФАС России уволена 05.08.2011 |
0 |
2 |
Вологодское УФАС России |
(Хлевчук В.Т. - зам. руководителя, ч.1 ст.307 (заведомо ложные показания) - судом оправдан. |
0 |
3 |
Санкт-Петербургское УФАС России |
(Герасимов Н. - гл. государственный инспектор - ч.3 ст.30, ч.3 ст.159 - покушение на мошенничество) -дело в суде. |
0 |
4 |
Ростовское УФАС России |
0 |
(Патов В.В. - гл.специалист-эксперт, ч.6, ст.190 (взятка в особо крупном размере) |
5 |
ИТОГО: |
3 |
1 |
8. Контроль соблюдения гражданскими служащими требования уведомления об иной оплачиваемой работе.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено право гражданского служащего выполнять иную оплачиваемую работу с предварительным уведомлением об этом представителя нанимателя.
Работа по анализу поступивших в отдел Справок о доходах, имуществе и обязательств имущественного характера гражданских служащих за 2010 год выявил массовые нарушения в этой сфере. Гражданские служащие выполняли иную оплачиваемую работу, получали доход, который отражали в представляемых сведениях, однако представителя нанимателя до начала выполнения работ (либо вообще) не уведомляли. Данный вопрос в отношении 25 гражданских служащих, представителем нанимателя для которых является руководитель ФАС России был рассмотрен на заседании Комиссии ФАС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов и в отношении 15 из них руководителю ФАС России рекомендовано было назначить служебные проверки. Проверки были проведены и заключения по их результатам представлены руководителю ФАС России. В настоящее время ситуация с уведомлением представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе имеет положительную динамику, в большинстве случаев гражданские служащие предварительно уведомляют представителя нанимателя о выполнении ими иной работы.
По итогам 2011 года гражданских служащих, уведомивших представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе после ее выполнения выявлено – 10. При этом большинство из них под роспись были ознакомлены с порядком уведомления. Рассмотрение данных вопросов выносится на заседание Комиссии ФАС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
Динамика исполнения гражданскими служащими ФАС России, представителем нанимателя для которых является руководитель ФАС России, требований закона об
уведомлении представителя нанимателя об иной оплачиваемой работе
№ п/п |
Наименование структурного подразделения |
Подано уведомлений в 2011 году |
Подано уведомлений в 2012 (на 15.08.12) |
1. |
Административное |
3 |
0 |
2 |
Аналитическое |
1 |
3 |
3 |
Правовое |
4 |
8 |
4 |
Управление госслужбы |
1 |
0 |
5 |
Управление информационных технологий |
2 |
0 |
6 |
Управление контроля промышленности и оборонного комплекса |
3 |
3 |
7 |
Управление контроля размещения госзаказа |
95 |
79 |
8 |
Управление контроля рекламы и недобросовестной конкуренции |
3 |
0 |
9 |
Управление контроля ТЭК |
1 |
1 |
10 |
Управление международного экономического сотрудничества |
1 |
0 |
11 |
Управление контроля транспорта и связи |
0 |
1 |
12 |
Управление контроля электроэнергетики |
0 |
21 |
13 |
Управление контроля финансовых рынков |
0 |
1 |
14 |
Управление контроля ЖКХ, строительства и природных ресурсов |
0 |
4 |
15 |
Помощники, советники руководителя |
1 |
2 |
16 |
Управление контроля органов власти |
0 |
2 |
17 |
Управление административной реформы и контроля платных услуг |
0 |
1 |
16 |
Всего по ЦА: |
115 |
126 |
17 |
Территориальные органы, всего: |
47 |
107 |
9. Деятельность Комиссий ФАС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 особое место в работе по противодействию коррупции отводится Комиссиям по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссии).
В центральном аппарате она создана приказом ФАС России от 21.10.2010 №587 «Об образовании Комиссии Федеральной антимонопольной службы по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов и утверждении ее состава». В состав Комиссии, в частности, включен сотрудник Департамента экономики и финансов Правительства Российской Федерации, а также представитель Государственного Образовательного Учреждения «Институт повышения квалификации государственных служащих» и представитель Московского института экономики, менеджмента и права. В состав комиссии входит и председатель профсоюзного комитета ФАС России.
В 82 территориальных органах ФАС России соответствующими приказами утверждены составы Комиссий территориальных органов.
Результаты работы Комиссий всех уровней
комиссии |
кол-о |
2011 год |
||||
проведено заседаний |
в том числе рассмотрено вопросов: |
|||||
о недостоверности представленных сведений |
о несоблюдении требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов |
о даче согласия на замещение должности в коммерческих или некоммерческих организациях |
о не предоставлении сведений о доходах супруга и несовершеннолетних детей |
|||
Комиссия ФАС России |
1 |
6 |
0 |
79 |
13 |
3 |
Комиссии ТО |
82 |
93 |
43 |
69 |
36 |
10 |
ИТОГО: |
83 |
99 |
43 |
148 |
49 |
13 |
комиссии |
кол-о |
2012 год |
||||
проведено заседаний |
в том числе рассмотрено вопросов: |
|||||
о недостоверности представленных сведений |
о несоблюдении требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов |
о даче согласия на замещение должности в коммерческих или некоммерческих организациях |
о не предоставлении сведений о доходах супруга и несовершеннолетних детей |
|||
Комиссия ФАС России |
1 |
7 |
0 |
0 |
4 |
0 |
Комиссии ТО |
82 |
61 |
16 |
18 |
23 |
5 |
ИТОГО: |
83 |
68 |
16 |
18 |
27 |
5 |
Комиссиями было установлено:
- 15 нарушений, касающихся соблюдения требований о достоверности и полноте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;
- 13 нарушений, касающихся соблюдения требований к служебному поведению;
- 6 нарушений, касающихся соблюдения требований об урегулировании конфликта интересов;
- 2 нарушения, касающиеся соблюдения требований об объективности и уважительности причин непредставления сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
По итогам работы комиссий представителями нанимателя к дисциплинарной ответственности было привлечено 17 государственных служащих.
10. О практике уведомления представителя нанимателя о фактах склонения государственного служащего к совершению коррупционных правонарушений.
В соответствии с порядком уведомления федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной антимонопольной службы руководителя ФАС России (руководителя территориального органа ФАС России) о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, организации проверок этих сведений и регистрации уведомлений, утвержденным приказом ФАС России от 19.05.2010 № 255 Отделом ведется специальный журнал регистрации указанных уведомлений. Аналогичные журналы ведутся в территориальных органах ФАС России руководителями территориальных органов.
В течении двух лет существования данных требований, изложенных в части 5 статьи 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" от гражданских служащих, представителем нанимателя для которых является руководитель ФАС России поступило 1 уведомление заместителя руководителя территориального органа. После проведенной проверки уведомление было направлено в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для принятия соответствующих мер реагирования.
В 2012 году в центральном аппарате и в территориальных органах ФАС России проведено:
- 32 проверки достоверности и полноты сведений о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы в ФАС России;
- 45 проверок достоверности и полноты сведений (за исключением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера)
в отношении граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы в ФАС России;
- 84 проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении государственных служащих, замещающих нижеследующие категории должностей (из них 2 в центральном аппарате и 82 в территориальных органах).
В центральном аппарате ФАС России в 2012 году проведено 60 проверок соблюдения государственными служащими установленных ограничений и запретов, а также требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, в территориальных органах - 9.
11. О реализации Национального плана противодействия коррупции на 2012-2013 годы.
11.1 План противодействия коррупции Федеральной антимонопольной службы на 2012-213 годы.
В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции на 2012-13 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.03.2012 г. № 297 Приказом ФАС России от 28.06.2012 г. № 448 утвержден План противодействия коррупции Федеральной антимонопольной службы на 2012-2013 гг.
11.2 Основные направления деятельности ФАС России по усилению эффективности подразделений кадровых служб и должностных лиц по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
Предполагается, что в предстоящие годы в ФАС России будет проведена работа, направленная на:
- Укрепление кадрового потенциала подразделений и должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений. Особенно это касается территориальных органов, в штате которых в настоящее время один гражданский служащий отвечает как за кадровую работу, так и за работу по профилактике коррупционных правонарушений. Существующее положение дел затрудняет исполнение в полном объеме всех предусмотренных законодательством функций и реализацию установленных полномочий.
В этой связи целесообразным является рассмотрение вопроса о возможности введения в территориальных органах ФАС России штатных единиц сотрудников, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений.
- Создание эффективной системы обратной связи (в том числе и посредством проведения социологических опросов), как с гражданами и хозяйствующими субъектами, непосредственно контактирующими с антимонопольными органами, так и с гражданскими служащими ФАС России, которая поможет своевременно определить негативные процессы (коррупционные риски) и своевременно предпринять меры по их устранению (минимизации).
- Качественное улучшение работы по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов с привлечением к этой работе высококвалифицированных универсальных специалистов во всех сферах деятельности ФАС России.
- Качественное улучшение обучения и правового просвещения в первую очередь должностных лиц, ответственных за деятельность по противодействию коррупции, а также всех гражданских служащих ФАС Росси, многие из которых зачастую не представляют себе всего объема требований, обязанностей и запретов, возлагаемых на них действующим антикоррупционным законодательством.
- Усиление работы по профилактике и выявлению случаев возникновения конфликта интересов у лиц, замещающих должности государственной службы категории «руководители».
- Повышение эффективности работы, связанной с проверкой достоверности представляемых гражданами при поступлении на должности гражданской службы и государственными служащими при исполнении должностных обязанностей предусмотренных законодательством сведений, в том числе сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
Целесообразным представляется также в целях стимулирования безупречного и эффективного исполнения гражданскими служащими должностных обязанностей и требований законодательства о противодействии коррупции рассмотреть вопрос о включении соответствующих показателей в методику оценки деятельности структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФАС России.