Протокол заседания общественно консультативного совета № 4 от 05.06.2013г.

Председательствовал:                                                <…>

Присутствовали:

 

члены Совета                                                              <…>

 

Приглашённые:

и.о. начальника отдела

контроля органов власти

Удмуртского УФАС России                                       <…>

 

 

Повестка дня:

 

1. Анализ выявленных нарушений антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления Удмуртской Республики в 2012 году (докладчик – <…> – и.о. начальника отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России).

 

 

  1. Слушали:

<…> – и.о. начальника отдела контроля органов власти Удмуртского УФАС России – довёл информацию о выявленных нарушениях антимонопольного законодательства органами власти, органами местного самоуправления Удмуртской Республики в 2012 году

Высший Арбитражный суд Российской Федерации в своём постановлении от 29.11.2011 г. № 8799/11 по делу № А66-7056/2010 указал, что в тех случаях, когда проведение торгов в силу закона является обязательным, их непроведение не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов могут быть выявлены потенциальные желающие получить доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

 

В 2012-2013 годах на территории Удмуртской Республики получила распространение схема «ухода» органов местного самоуправления от процедуры проведения торгов, запроса котировок при размещении муниципальных заказов, в виде передачи органом власти функций заказчика своему подведомственному автономному учреждению. Оформление таких действий осуществляется в форме выдачи муниципальных заданий на выполнение муниципальных услуг – капитальных ремонтов муниципального имущества.

 

В качестве примера можно привести дело № ТГ08-02/2012-124 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденное по заявлению ООО «Промбетон» в отношении Администрации муниципального образования «Камбарский район» (далее – Администрация), муниципального автономного учреждения «Управление капитального строительства социальных объектов в Камбарском районе» (далее – МАУ «УКС», Учреждение).

Комиссией Удмуртского УФАС России было принято решение о признании Администрации нарушившей части 1, 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), МАУ «УКС» - часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

При рассмотрении дела Удмуртским УФАС России было установлено, что в 2012 году Администрации испытывала муниципальную нужду в ремонте здания МБУЗ «Камбарская центральная районная больница».

20 сентября 2012 года Администрацией Учреждению было утверждено Задание на выполнение муниципальных услуг, в том числе на выполнение услуг, в совокупности которые составляют права органа местного самоуправления, как муниципального заказчика по поиску подрядчика, заключению с ним договора и приему выполненных работ.

Денежные средства на ремонт больницы Администрацией были переданы МАУ «УКС», в рамках заключенного 23 октября 2012 года между Администрацией и Учреждением Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидий на капитальное строительство объектов социальной сферы в Камбарском районе (далее – Соглашение).

19 сентября 2012 года между МАУ «УКС» и ООО «УралПроцессинг» заключен договор на выполнение капитального ремонта № 3. Предметом договора являлось выполнение работ по капитальному ремонту стационара (в т.ч. родильное и детское отделение) МБУЗ «Камбарская центральная районная больница» в г. Камбарке Удмуртской Республики. Цена договора составила 7 883 740 рублей 54 копейки.

В силу действующего законодательства Российской Федерации муниципальные автономные учреждения не могут выступать в качестве муниципальных заказчиков, в том числе не имеют прав подписывать и заключать муниципальные контракты. В связи с этим, Администрация, с целью «уйти» от обязательной процедуры проведения торгов, предусмотренной Законом о размещении заказов, фактически передала свои полномочия муниципального заказчика подведомственному ей учреждению – МАУ «УКС».

Муниципальными заказчиками, согласно положениям Закона о размещении заказов, могут выступать органы местного самоуправления, казенные и бюджетные учреждения. Автономные учреждения в числе муниципальных заказчиков не поименованы, в связи с чем, наделение их таким статусом является недопустимым в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции.

Ремонт здания МБУЗ «Камбарская центральная районная больница», как муниципального имущества, относится к вопросам местного значения муниципального района, финансировался за счет средств местного бюджета, в связи с чем, в силу положений части 2 статьи 3 Закона о размещении заказов, является муниципальной нуждой, а не муниципальной услугой.

Результатом указанных действий органа местного самоуправления, Учреждения явилось наделение автономного учреждения правом распоряжаться бюджетными средствами, выделенными на капитальный ремонт муниципального имущества, посредством заключения гражданско-правовых договоров без проведения торгов «в обход» Закона о размещении заказов.

Указанные обстоятельства свидетельствуют об ограничении конкуренции на соответствующем рынке.

Для лица, с которым был заключен соответствующий гражданско-правовой договор, указанными действиями Администраций, Автономного учреждения созданы преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности на функционирующих рынках на территории муниципальных образований посредством получения муниципальных заказов без проведения торгов, что нарушает запреты установленные частью 1 статьи 15, статьёй 16 Закона о защите конкуренции.

По результатам рассмотрения дела должностные лица Администрации, Учреждения вызваны на составление протоколов об административном правонарушении.

Также, причинами возникшей ситуации является законодательная возможность муниципальных автономных учреждений закупать товары, работы и услуги для собственных нужд, согласно положениям федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», только с 01.01.2014 года, поскольку более ранние сроки не предусмотрены представительными органами муниципальных образований Удмуртской Республики.

Подобная практика может повлечь за собой негативные последствия как для органа местного самоуправления и их должностных лиц, так и для хозяйствующих субъектов, с которыми такие договоры заключены.

Позиция антимонопольного органа подтверждается постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа по делу № А51-19471/2010.

Некоторые администрации муниципальных образований Удмуртской Республики совершают аналогичные действия с целью «ухода» от процедуры Закона о размещении заказов.

В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства, Общественно-консультативный совет при Удмуртском УФАС России обращается к Совету муниципальных образований Удмуртской Республики с просьбой довести до глав муниципальных образований Удмуртской Республики указанную информацию для пресечения подобной практики размещения муниципальных заказов.

Выступили: <…>

Решили:

1. Информацию принять к сведению.

2. В целях предупреждения нарушений антимонопольного законодательства Общественно-консультативный совет при Удмуртском УФАС России обращается к Совету муниципальных образований Удмуртской Республики с просьбой довести до глав муниципальных образований Удмуртской Республики указанную информацию для пресечения практики размещения муниципальных заказов с нарушением действующего законодательства.

 

 

 

 

Сопредседатель                                                                    <…>

 

 

Ответственный секретарь                                                    <…>

Дата проведения Совета: 
5 июня 2013, 17:46